Что делать, если...?! Рекомендации для педагогов и родительского сообщества

Рекомендации для педагогов и родительского сообщества

В данном руководстве представлены общие ответы на распространённые вопросы. При этом, каждая из подобных ситуаций имеет свою уникальность. Иногда универсального алгоритма бывает недостаточно для решения проблемы.

Если у Вас возникают вопросы, выходящие за рамки данного руководства: смело пишите нам! Мы поможем разобраться в ситуации и найти наилучший выход.

https://resurs-center.ru/pomogite-mne

https://vk.com/hotline_help_me

kiber-lab@ya.ru

 

Помните, что в нашей стране работает федеральная горячая линия «Детский телефон доверия» 8 800 2000 122. Каждый ребёнок, родитель или педагог может получить профессиональную помощь психолога, позвонив по этому номеру. Круглосуточно, анонимно, бесплатно. В начале каждого учебного года расскажите детям о работе   «Детского телефона доверия».

 

 

Содержание.

У ребенка порезы на руках?

Если ребенок выражает желание умереть (говорит об этом одногруппникам, одноклассникам, заявляет при всем классе/группе)?

Если ребенка травят в классе?

Если нашли в социальных сетях группу, посвященную травле ребенка?

Если интимные фотографии ребенка кто-то опубликовал в социальных сетях?

Если ребенок замкнулся в себе?

Если ребенок публикует депрессивные статусы?

Если ребенок скрывает свою страницу в социальных сетях?

Если ребенок публиковал депрессивный контент, а затем скрыл/удалил свою страницу в социальных сетях?

Если ребенок носит в школу оружие (ножики)?

Если ребенок выступает агрессором в социальных сетях?

Если ребенок проявляет агрессию по отношению ко всему классу или конкретному человеку?

Если ребенок подражает скулшутеров или других деструктивных персонажей (говорит, что они крутые, что он сможет стать как они)?

Если ребенок солидаризуется с идеологией национализма? Травит учащихся, приезжих из других стран?

Ребенок увлекся религиозными темами?

У ребенка конфликт с педагогом?

Это руководство не помогло решить проблему?

 

 

У ребенка порезы на руках?

Если Вы увидели у ребёнка травмы, в том числе царапины, порезы, ушибы, синяки, ссадины, ожоги, переломы костей, вывихи:

1) Поговорите с ребёнком и выясните обстоятельства, при которых получена травма. В беседе будьте ненавязчивы и тактичны, избегайте психологического давления. В случае, если Ваш собеседник (ребёнок) «закрывается» и уклоняется от ответа на вопрос — возможно, ребёнок не настолько доверяет Вам, чтобы рассказать о чём-то личном.

2) Оцените степень тяжести травмы. Убедитесь, что ребёнок получил медицинскую помощь, если она необходима. При необходимости пригласите медицинского работника.

3) Если ребёнку необходима помощь психолога — пригласите психолога.

4) Убедитесь в том, что законные представители ребёнка проинформированы о травме и приняли меры к тому, чтобы обеспечить безопасность ребёнка в дальнейшем.

(вернуться к содержанию) 

 

Если ребенок выражает желание умереть (говорит об этом одногруппникам, одноклассникам, заявляет при всем классе/группе)?

Существует несколько способов, которыми ребёнок может говорить о своём желании умереть. Начинаются эти способы с фантазий о смертельной болезни или о гибели в катастрофе. Это может звучать примерно как «вот бы меня сбила машина...» Или рассуждения на тему «лучше бы я вообще не родилась...» Лишь в некоторых случаях ребёнок будет прямо говорить о желании умереть.

Если Вы услышали от ребёнка какие-либо похожие высказывания, Вы должны уделить этому внимание. Необходимо с помощью беседы расположить к себе ребёнка, после чего определить степень риска. Будет лучше, если такой разговор с ребёнком проведёт психолог, обладающий достаточной квалификацией.

Дальнейшие меры должны быть приняты в соответствии с оценкой риска. При наименьшей степени риска будет достаточно беседы психолога с ребёнком. В дальнейшем психолог может рекомендовать продолжение встреч, в том числе и с законными представителями ребёнка. В случае высокого риска необходимые меры могут включать в себя консультацию психиатра и госпитализацию.

(вернуться к содержанию) 

 

Если ребенка травят в классе?

1) Поставьте в известность о травле в классе законных представителей ребёнка, которого травят, а также законных представителей детей, которые травят. По возможности также проинформируйте о происходящем законных представителей всех остальных детей, обучающихся в классе. Предварительно проконсультируйтесь с психологом на тему того, как преподнести законным представителям информацию о травле, и в каком духе вести беседу. При возможности, пригласите к этим беседам психолога.

2) Проведите индивидуальные беседы с каждым ребёнком, причастным к травле: и в роли объекта травли, и в роли осуществляющих её. Будет лучше, если такие беседы проведёт психолог, обладающий достаточной квалификацией.

3) Проведите дополнительные групповые профилактические мероприятия.

4) В случае, если травля включает в себя противоправные действия детей — в работе должен принимать участие инспектор ПДН.

(вернуться к содержанию) 

 

Если нашли в социальных сетях группу, посвященную травле ребенка?

1) Вы можете подать жалобу администрации социальной сети.

2) Поставьте в известность законных представителей ребёнка, травле которого посвящена группа. А также администрацию образовательного учреждения, а в случае необходимости – инспектора ПДН.

3) Постарайтесь узнать, кто создатель этой группы, кто ведёт её, создаёт контент, кто состоит в этой группе. Если участники группы – дети, поставьте в известность их законных представителей. При необходимости и возможности проинформируйте о происходящем инспектора ПДН и администрацию образовательного учреждения.

4) Пригласите психолога для беседы с ребёнком, если он нуждается в этом.

5) Руководствуйтесь алгоритмом «Если ребёнка травят в классе?»

(вернуться к содержанию) 

 

Если интимные фотографии ребенка кто-то опубликовал в социальных сетях?

1) Оцените данные фотографии с точки зрения текущего законодательства. Если фотографии нарушают текущее законодательство, Вы можете отправить сообщение в Роскомнадзор. Кроме того, Вы можете отправить жалобу администрации социальной сети, в которой размещены фотографии.

2) Пригласите психолога для беседы с ребёнком и его законными представителями, если они нуждаются в этом.

3) Уделите внимание образованию ребёнка в сфере медиа-безопасности.

(вернуться к содержанию) 

 

Если ребенок замкнулся в себе?

Если Вы заметили резкие и значительные перемены в поведении ребёнка, в его социальном общении. Например, ранее общительный ребёнок стал замкнутым, или ранее тихий ребёнок стал шумным, и т. д.:

1) Поговорите с ребёнком в участливой, доброжелательной манере. В ходе беседы расскажите о своих наблюдениях касательно перемен в его поведении. Внимательно выслушайте ребёнка.

2) В том случае, если у Вас не сложилось доверительных отношений, пригласите к беседе с ребёнком другого человека.

3) В соответствии с тем, что стало известно из беседы с ребёнком, примите дальнейшие необходимые меры. Такие меры могут включать в себя беседу психолога с ребёнком и выполнение дальнейших рекомендаций психолога, информирование и беседу с законными представителями, а в случае необходимости и подключение других служб.

(вернуться к содержанию) 

 

Если ребенок публикует депрессивные статусы?

Если ребёнок публикует «депрессивные» статусы — поговорите с ним в мягкой и доброжелательной манере. В беседе будьте внимательны к своим высказываниям — они не должны быть оценочными. Поинтересуйтесь тем, что происходит в жизни ребёнка, в том числе в его внутреннем мире. Попросите его сформулировать свои переживания в словах так, чтобы Вы могли понять его. Будет лучше, если с ребёнком поговорит психолог, обладающий достаточной квалификацией.

(вернуться к содержанию) 

 

Если ребенок скрывает свою страницу в социальных сетях?

Существует множество различных причин, по которым ребёнок может скрыть свою страницу в социальных сетях. Сокрытие страницы само по себе не может служить маркером, но в совокупности с другими факторами может дать дополнительную информацию о ребёнке.

Обратите дополнительное внимание на ребёнка, который скрывает свою страницу в социальных сетях. Пусть Ваше внимание к нему будет доброжелательным и ненавязчивым. По возможности, выясните, в связи с чем ребёнок скрывает свою страницу.

Следует понимать, что скрытие своей страницы в социальных сетях является более характерным для возраста старше 13 лет, менее характерным — для детей 10-13 лет, и наименее характерным — для детей младше 10 лет.

(вернуться к содержанию) 

 

Если ребенок публиковал депрессивный контент, а затем скрыл/удалил свою страницу в социальных сетях?

Уделите этому ребёнку повышенное внимание. Поговорите с ним в мягкой и доброжелательной манере. В беседе будьте внимательны к своим высказываниям — они не должны быть оценочными. Поинтересуйтесь тем, что происходит в жизни ребёнка, в том числе в его внутреннем мире. Попросите его сформулировать свои переживания в словах так, чтобы Вы могли понять его. Будет лучше, если с ребёнком поговорит психолог, обладающий достаточной квалификацией.

(вернуться к содержанию) 

 

Если ребенок носит в школу оружие (ножики)?

Проведите с ребёнком беседу о недопустимости ношения в школу оружия. Выясните, зачем это оружие понадобилось. Поставьте в известность его законных представителей и администрацию образовательного учреждения. Пригласите психолога для беседы с ребёнком — возможно, он не чувствует себя в безопасности.

В случае, если ношение в школу оружия приобрело массовый характер — проведите дополнительные групповые профилактические мероприятия.

(вернуться к содержанию) 

 

Если ребенок выступает агрессором в социальных сетях?

Следует обратить дополнительное внимание на ребёнка, выступающего агрессором в социальных сетях. Возможно, этот ребёнок имеет потребность в социальном самопредъявлении и не знает способа корректной реализации этой потребности. Предложите ему участвовать в социальной жизни образовательного учреждения. Пригласите психолога для беседы с ребёнком. В случае необходимости, организуйте регулярные встречи с психологом, а также подключите к этой работе законных представителей. Проведите дополнительные групповые профилактические мероприятия.

(вернуться к содержанию) 

 

Если ребенок проявляет агрессию по отношению ко всему классу или конкретному человеку?

Проявления агрессии могут быть вербальными, то есть словесными, а также могут быть физическими. К вербальным проявлениям агрессии относятся: оскорбления (с использованием нецензурной лексики или без таковой), в том числе оскорбления завуалированные; подчёркнутая, преувеличенная вежливость или игнорирование (пассивная агрессия); психологические манипуляции, в том числе настраивание окружающих друг против друга. К физическим проявлениям агрессии относятся удары, тычки, толчки, шлепки, щипание, укусы, удерживание, блокирование свободы передвижения, плевки, царапания, порезы, ожоги, удушение, кидание предметов, резкие, угрожающие движения в сторону другого, замахи и т.д. Физические воздействия могут быть направлены не только непосредственно на человека, но и на принадлежащие ему предметы: рюкзак, сумку, одежду, обувь, гаджеты, игрушки. Проявления агрессии также могут быть смешанного типа. Например, принуждение к чему-либо часто включает в себя и физический, и вербальный компоненты.

Определите тип проявления агрессии, который Вы наблюдаете у ребёнка. Определите степень выраженности агрессии. Систематические выкрикивания нецензурных оскорблений — более выраженное проявление, чем разовое оскорбление в завуалированной форме. Вырывание или поджигание волос — более выраженное проявление, чем преграждение дороги. Намеренная порча личных вещей — более выраженное проявление, чем их хищение.

Выберите меру реагирования исходя из типа и выраженности проявлений агрессии. Такие меры могут включать в себя беседу с ребёнком, в том числе психолога, социального педагога, инспектора ПДН, других специалистов; беседу с законными представителями ребёнка или детей; дополнительные групповые профилактические мероприятия.

(вернуться к содержанию) 

 

Если ребенок подражает скулшутеров или других деструктивных персонажей (говорит, что они крутые, что он сможет стать как они)?

Без осуждения поговорите с ребёнком. Попросите рассказать, что его привлекает в этих персонажах, как их истории соотносятся с его жизнью. Расскажите в ответ о людях, которых Вы сами считаете «крутыми».

Поставьте в известность администрацию образовательного учреждения, психолога, социального педагога, инспектора ПДН. В случае необходимости проведите беседу с законными представителями ребёнка, заручитесь их поддержкой.

В случае, если подражание скулшутерам или другим деструктивным персонажам приобрело массовый характер — проведите дополнительные профилактические мероприятия.

(вернуться к содержанию) 

 

Если ребенок солидаризуется с идеологией национализма? Травит учащихся, приезжих из других стран?

Поставьте в известность законных представителей ребёнка и администрацию образовательного учреждения, в котором он обучается. Пригласите для беседы с ребёнком психолога, социального педагога, инспектора ПДН. Проведите дополнительные групповые профилактические мероприятия.

(вернуться к содержанию) 

 

Ребенок увлекся религиозными темами?

В доброжелательной форме поинтересуйтесь увлечением ребёнка. Предложите ему надёжные и достоверные источники информации по религиозным темам. Если есть возможность, предложите ребёнку побеседовать с представителем конфессии, к которой он проявляет интерес.

(вернуться к содержанию) 

 

У ребенка конфликт с педагогом?

1) Проинформируйте о конфликте администрацию образовательного учреждения и законных представителей ребёнка.

2) Пригласите психолога для беседы с участниками конфликта, если они нуждаются в этом

(вернуться к содержанию) 

 

Это руководство не помогло решить проблему?

Если у Вас возникают вопросы, выходящие за рамки данного руководства - смело пишите нам! Мы поможем разобраться в ситуации и найти наилучший выход.

https://resurs-center.ru/pomogite-mne

https://vk.com/hotline_help_me

kiber-lab@ya.ru

(вернуться к содержанию)

 

Файл: