Что делать, если...?! Рекомендации для педагогов и родительского сообщества
Рекомендации для педагогов и родительского сообщества
В данном руководстве представлены общие ответы на распространённые вопросы. При этом, каждая из подобных ситуаций имеет свою уникальность. Иногда универсального алгоритма бывает недостаточно для решения проблемы.
Если у Вас возникают вопросы, выходящие за рамки данного руководства: смело пишите нам! Мы поможем разобраться в ситуации и найти наилучший выход.
https://resurs-center.ru/pomogite-mne
https://vk.com/hotline_help_me
Помните, что в нашей стране работает федеральная горячая линия «Детский телефон доверия» 8 800 2000 122. Каждый ребёнок, родитель или педагог может получить профессиональную помощь психолога, позвонив по этому номеру. Круглосуточно, анонимно, бесплатно. В начале каждого учебного года расскажите детям о работе «Детского телефона доверия».
Если нашли в социальных сетях группу, посвященную травле ребенка?
Если интимные фотографии ребенка кто-то опубликовал в социальных сетях?
Если ребенок замкнулся в себе?
Если ребенок публикует депрессивные статусы?
Если ребенок скрывает свою страницу в социальных сетях?
Если ребенок публиковал депрессивный контент, а затем скрыл/удалил свою страницу в социальных сетях?
Если ребенок носит в школу оружие (ножики)?
Если ребенок выступает агрессором в социальных сетях?
Если ребенок проявляет агрессию по отношению ко всему классу или конкретному человеку?
Если ребенок солидаризуется с идеологией национализма? Травит учащихся, приезжих из других стран?
Ребенок увлекся религиозными темами?
У ребенка конфликт с педагогом?
Это руководство не помогло решить проблему?
У ребенка порезы на руках?
Если Вы увидели у ребёнка травмы, в том числе царапины, порезы, ушибы, синяки, ссадины, ожоги, переломы костей, вывихи:
1) Поговорите с ребёнком и выясните обстоятельства, при которых получена травма. В беседе будьте ненавязчивы и тактичны, избегайте психологического давления. В случае, если Ваш собеседник (ребёнок) «закрывается» и уклоняется от ответа на вопрос — возможно, ребёнок не настолько доверяет Вам, чтобы рассказать о чём-то личном.
2) Оцените степень тяжести травмы. Убедитесь, что ребёнок получил медицинскую помощь, если она необходима. При необходимости пригласите медицинского работника.
3) Если ребёнку необходима помощь психолога — пригласите психолога.
4) Убедитесь в том, что законные представители ребёнка проинформированы о травме и приняли меры к тому, чтобы обеспечить безопасность ребёнка в дальнейшем.
Если ребенок выражает желание умереть (говорит об этом одногруппникам, одноклассникам, заявляет при всем классе/группе)?
Существует несколько способов, которыми ребёнок может говорить о своём желании умереть. Начинаются эти способы с фантазий о смертельной болезни или о гибели в катастрофе. Это может звучать примерно как «вот бы меня сбила машина...» Или рассуждения на тему «лучше бы я вообще не родилась...» Лишь в некоторых случаях ребёнок будет прямо говорить о желании умереть.
Если Вы услышали от ребёнка какие-либо похожие высказывания, Вы должны уделить этому внимание. Необходимо с помощью беседы расположить к себе ребёнка, после чего определить степень риска. Будет лучше, если такой разговор с ребёнком проведёт психолог, обладающий достаточной квалификацией.
Дальнейшие меры должны быть приняты в соответствии с оценкой риска. При наименьшей степени риска будет достаточно беседы психолога с ребёнком. В дальнейшем психолог может рекомендовать продолжение встреч, в том числе и с законными представителями ребёнка. В случае высокого риска необходимые меры могут включать в себя консультацию психиатра и госпитализацию.
Если ребенка травят в классе?
1) Поставьте в известность о травле в классе законных представителей ребёнка, которого травят, а также законных представителей детей, которые травят. По возможности также проинформируйте о происходящем законных представителей всех остальных детей, обучающихся в классе. Предварительно проконсультируйтесь с психологом на тему того, как преподнести законным представителям информацию о травле, и в каком духе вести беседу. При возможности, пригласите к этим беседам психолога.
2) Проведите индивидуальные беседы с каждым ребёнком, причастным к травле: и в роли объекта травли, и в роли осуществляющих её. Будет лучше, если такие беседы проведёт психолог, обладающий достаточной квалификацией.
3) Проведите дополнительные групповые профилактические мероприятия.
4) В случае, если травля включает в себя противоправные действия детей — в работе должен принимать участие инспектор ПДН.
Если нашли в социальных сетях группу, посвященную травле ребенка?
1) Вы можете подать жалобу администрации социальной сети.
2) Поставьте в известность законных представителей ребёнка, травле которого посвящена группа. А также администрацию образовательного учреждения, а в случае необходимости – инспектора ПДН.
3) Постарайтесь узнать, кто создатель этой группы, кто ведёт её, создаёт контент, кто состоит в этой группе. Если участники группы – дети, поставьте в известность их законных представителей. При необходимости и возможности проинформируйте о происходящем инспектора ПДН и администрацию образовательного учреждения.
4) Пригласите психолога для беседы с ребёнком, если он нуждается в этом.
5) Руководствуйтесь алгоритмом «Если ребёнка травят в классе?»
Если интимные фотографии ребенка кто-то опубликовал в социальных сетях?
1) Оцените данные фотографии с точки зрения текущего законодательства. Если фотографии нарушают текущее законодательство, Вы можете отправить сообщение в Роскомнадзор. Кроме того, Вы можете отправить жалобу администрации социальной сети, в которой размещены фотографии.
2) Пригласите психолога для беседы с ребёнком и его законными представителями, если они нуждаются в этом.
3) Уделите внимание образованию ребёнка в сфере медиа-безопасности.
Если ребенок замкнулся в себе?
Если Вы заметили резкие и значительные перемены в поведении ребёнка, в его социальном общении. Например, ранее общительный ребёнок стал замкнутым, или ранее тихий ребёнок стал шумным, и т. д.:
1) Поговорите с ребёнком в участливой, доброжелательной манере. В ходе беседы расскажите о своих наблюдениях касательно перемен в его поведении. Внимательно выслушайте ребёнка.
2) В том случае, если у Вас не сложилось доверительных отношений, пригласите к беседе с ребёнком другого человека.
3) В соответствии с тем, что стало известно из беседы с ребёнком, примите дальнейшие необходимые меры. Такие меры могут включать в себя беседу психолога с ребёнком и выполнение дальнейших рекомендаций психолога, информирование и беседу с законными представителями, а в случае необходимости и подключение других служб.
Если ребенок публикует депрессивные статусы?
Если ребёнок публикует «депрессивные» статусы — поговорите с ним в мягкой и доброжелательной манере. В беседе будьте внимательны к своим высказываниям — они не должны быть оценочными. Поинтересуйтесь тем, что происходит в жизни ребёнка, в том числе в его внутреннем мире. Попросите его сформулировать свои переживания в словах так, чтобы Вы могли понять его. Будет лучше, если с ребёнком поговорит психолог, обладающий достаточной квалификацией.
Если ребенок скрывает свою страницу в социальных сетях?
Существует множество различных причин, по которым ребёнок может скрыть свою страницу в социальных сетях. Сокрытие страницы само по себе не может служить маркером, но в совокупности с другими факторами может дать дополнительную информацию о ребёнке.
Обратите дополнительное внимание на ребёнка, который скрывает свою страницу в социальных сетях. Пусть Ваше внимание к нему будет доброжелательным и ненавязчивым. По возможности, выясните, в связи с чем ребёнок скрывает свою страницу.
Следует понимать, что скрытие своей страницы в социальных сетях является более характерным для возраста старше 13 лет, менее характерным — для детей 10-13 лет, и наименее характерным — для детей младше 10 лет.
Если ребенок публиковал депрессивный контент, а затем скрыл/удалил свою страницу в социальных сетях?
Уделите этому ребёнку повышенное внимание. Поговорите с ним в мягкой и доброжелательной манере. В беседе будьте внимательны к своим высказываниям — они не должны быть оценочными. Поинтересуйтесь тем, что происходит в жизни ребёнка, в том числе в его внутреннем мире. Попросите его сформулировать свои переживания в словах так, чтобы Вы могли понять его. Будет лучше, если с ребёнком поговорит психолог, обладающий достаточной квалификацией.
Если ребенок носит в школу оружие (ножики)?
Проведите с ребёнком беседу о недопустимости ношения в школу оружия. Выясните, зачем это оружие понадобилось. Поставьте в известность его законных представителей и администрацию образовательного учреждения. Пригласите психолога для беседы с ребёнком — возможно, он не чувствует себя в безопасности.
В случае, если ношение в школу оружия приобрело массовый характер — проведите дополнительные групповые профилактические мероприятия.
Если ребенок выступает агрессором в социальных сетях?
Следует обратить дополнительное внимание на ребёнка, выступающего агрессором в социальных сетях. Возможно, этот ребёнок имеет потребность в социальном самопредъявлении и не знает способа корректной реализации этой потребности. Предложите ему участвовать в социальной жизни образовательного учреждения. Пригласите психолога для беседы с ребёнком. В случае необходимости, организуйте регулярные встречи с психологом, а также подключите к этой работе законных представителей. Проведите дополнительные групповые профилактические мероприятия.
Если ребенок проявляет агрессию по отношению ко всему классу или конкретному человеку?
Проявления агрессии могут быть вербальными, то есть словесными, а также могут быть физическими. К вербальным проявлениям агрессии относятся: оскорбления (с использованием нецензурной лексики или без таковой), в том числе оскорбления завуалированные; подчёркнутая, преувеличенная вежливость или игнорирование (пассивная агрессия); психологические манипуляции, в том числе настраивание окружающих друг против друга. К физическим проявлениям агрессии относятся удары, тычки, толчки, шлепки, щипание, укусы, удерживание, блокирование свободы передвижения, плевки, царапания, порезы, ожоги, удушение, кидание предметов, резкие, угрожающие движения в сторону другого, замахи и т.д. Физические воздействия могут быть направлены не только непосредственно на человека, но и на принадлежащие ему предметы: рюкзак, сумку, одежду, обувь, гаджеты, игрушки. Проявления агрессии также могут быть смешанного типа. Например, принуждение к чему-либо часто включает в себя и физический, и вербальный компоненты.
Определите тип проявления агрессии, который Вы наблюдаете у ребёнка. Определите степень выраженности агрессии. Систематические выкрикивания нецензурных оскорблений — более выраженное проявление, чем разовое оскорбление в завуалированной форме. Вырывание или поджигание волос — более выраженное проявление, чем преграждение дороги. Намеренная порча личных вещей — более выраженное проявление, чем их хищение.
Выберите меру реагирования исходя из типа и выраженности проявлений агрессии. Такие меры могут включать в себя беседу с ребёнком, в том числе психолога, социального педагога, инспектора ПДН, других специалистов; беседу с законными представителями ребёнка или детей; дополнительные групповые профилактические мероприятия.
Если ребенок подражает скулшутеров или других деструктивных персонажей (говорит, что они крутые, что он сможет стать как они)?
Без осуждения поговорите с ребёнком. Попросите рассказать, что его привлекает в этих персонажах, как их истории соотносятся с его жизнью. Расскажите в ответ о людях, которых Вы сами считаете «крутыми».
Поставьте в известность администрацию образовательного учреждения, психолога, социального педагога, инспектора ПДН. В случае необходимости проведите беседу с законными представителями ребёнка, заручитесь их поддержкой.
В случае, если подражание скулшутерам или другим деструктивным персонажам приобрело массовый характер — проведите дополнительные профилактические мероприятия.
Если ребенок солидаризуется с идеологией национализма? Травит учащихся, приезжих из других стран?
Поставьте в известность законных представителей ребёнка и администрацию образовательного учреждения, в котором он обучается. Пригласите для беседы с ребёнком психолога, социального педагога, инспектора ПДН. Проведите дополнительные групповые профилактические мероприятия.
Ребенок увлекся религиозными темами?
В доброжелательной форме поинтересуйтесь увлечением ребёнка. Предложите ему надёжные и достоверные источники информации по религиозным темам. Если есть возможность, предложите ребёнку побеседовать с представителем конфессии, к которой он проявляет интерес.
У ребенка конфликт с педагогом?
1) Проинформируйте о конфликте администрацию образовательного учреждения и законных представителей ребёнка.
2) Пригласите психолога для беседы с участниками конфликта, если они нуждаются в этом
Это руководство не помогло решить проблему?
Если у Вас возникают вопросы, выходящие за рамки данного руководства - смело пишите нам! Мы поможем разобраться в ситуации и найти наилучший выход.
https://resurs-center.ru/pomogite-mne
https://vk.com/hotline_help_me