Псевдотрадиции в современном обществе: неоязычество

Путник Константин Владимирович

Путник Константин Владимирович

Псевдотрадиции в современном обществе: неоязычество

 

(Доклад на всероссийской научно-практической конференции «Неоязычество в России: вера предков или западный оккультизм».

Магнитогорск, МГТУ, 2 марта 2016 г.)

 

 

Путник К. В.,

руководитель миссионерского отдела

Челябинской епархии Русской Православной церкви

 

 

 

«Multa renessentur quae jam cecidert»

(Многое способно воскреснуть из того, что уже умерло).

Гораций

 

Коллеги попросили меня продублировать доклад, сделанный на Вторых Рождественских чтениях в Челябинске. Я охотно согласился это сделать, поскольку тема не утратила своей актуальности. Однако, некоторые исправления в тексте мною были сделаны.

 

Традиционное общество буквально есть общество, основанное на предании, т.е. на том, что передано предками.

 

Традиция всегда формируется вокруг священного текста, который обусловливает ее нравственную направленность.

 

Говоря о российском традиционном обществе, мы подразумеваем православно-христианское общество, т.е. общество, возникшее под благотворным влиянием Православной Церкви, основанное на православно-христианской системе ценностей, на христианской нравственности.

 

К сожалению, в советский период русской истории, а затем в эпоху торжества либеральных идей, произошла известная редукция христианских ценностей, их девальвация в общественном сознании россиян. Это стимулировало, с одной стороны, новый духовный поиск, ориентированный в сторону оккультных идей и практик, с другой – обусловило крен в сторону псевдотрадиционности, попытки создания новой реальности, основанной якобы на преданиях старины глубокой.

 

Одним из таких явлений псевдотрадиционности стало неоязычество, вброшенное с Запада в качестве воинственно-антихристианского проекта, духовной альтернативы Православию, подхваченное и выпестованное амбициозными и невежественными представителями, прежде всего, технической интеллигенции. Это – никакое не преувеличение, а твердо установленный факт: современными идеологами русского неоязычества – за редкими, практически единичными исключениями, - являются люди, не имеющие никакого гуманитарного образования, не умеющие и не желающие отличать подделки и фальсификации от подлинников, незнакомые с азами герменевтики, лишенные культуры чтения и различения гуманитарных научных текстов.

 

Как пишет В. А. Шнирельман, известный российский археолог, этнолог и антрополог, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, с точки зрения науки «речь идет о деятельности дилетантов, не только искажающих «научные факты», но и прибегающих к откровенным фальшивкам («Влесова книга») в поиске псевдонаучных оснований для своих фантастических построений» (Шнирельман В. А. От «советского народа» к «органической общности»: образ мира русских и украинских неоязычников. - Славяноведение, 2005. № 6).

 

Бегло пройдемся по персоналиям – по крупнейшим и авторитетнейшим в неоязыческой тусовке именам:

 

Александр Игоревич Асов – «переводчик» и интерпретатор «Велесовой книги» - физик, выпускник физического факультета МГУ (1987 г.).

 

Владимир Алексеевич Истархов (Иванов) – автор запрещенной в России книги «Удар русских богов» - кандидат технических наук, в 1972 г. окончил МИЭМ (Московский институт электронного машиностроения), получив специальность «прикладная математика». Его гуманитарное образование исчерпывается институтом марксизма-ленинизма.

 

Михаил Николаевич Задорнов – писатель-сатирик и пропагандист неоязыческих доктрин на уровне эстрадного стэндапа; в 1974 году окончил Московский авиационный институт (МАИ) по специальности инженер-механик.

 

Александр Юрьевич Хиневич – основатель т.н. «церкви инглингов» и автор «Славяно-Арийских Вед» - окончил ПТУ, пытался учиться в Омском политехническом институте, но не потянул. Занялся, вместо этого, эзотерикой и целительством. А там и «церковь» основал.

 

Владимир Борисович Авдеев – именует себя «расологом», пишет соответствующие книги и издает целую «Библиотеку расовой мысли». В 1985 году окончил Московский энергетический институт.

 

Илья Геннадьевич Черкасов, он же – «волхв Велеслав», один из идеологов и основателей «Русско-Славянского Родноверия». В детстве посещал «Школу юного историка» при МГУ. Да корм оказался явно не в коня: против всех ожиданий поступать в ВУЗ он не стал, а сшил себе русскую рубаху из мешковины, перестал стричься, есть мясо и отправился в «духовные искания». Дело происходило в середине 1990-х г.г. С тех пор – с 1998 года - «волхв Велеслав» основал общину и написал несколько десятков книг, среди которых есть, например, «Книга пустоты» и «Се Русь – Сурья». Из чего можно делать некоторые предположения о состоянии его психики.

 

Есть и другие персонажи – также весьма и весьма авторитетные в неоязыческой среде: например, инженер-механик сварочного производства Вадим Станиславович Казаков; например, Алексей Васильевич Трехлебов, по некоторым данным не окончивший даже средней школы; например, геолог Геннадий Станиславович Гриневич и геофизик Валерий Павлович Юрковец, заявивший однажды, что «в основе китайского иероглифического письма лежит фонетическое письмо древних славян»; например, Алексей Евгеньевич Наговицын, он же «волхв Велемудр», закончивший Московский авиационный институт, но почему-то работающий в одном из подразделений РАО…

 

В общем, беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

 

Остановлюсь на этом, попутно высказав предположение, что известную роль в раскачивании психики многих современных неоязыческих идеологов (особенно тех из них, кто занимается «дешифровкой» неких древних манускриптов) сыграла, по-видимому, научная судьба одного из выдающихся советских историков и этнографов Юрия Валентиновича Кнорозова, в 1952 г. дешифровавшим письменность древних майя. Расшифровка, сделанная никому не известным музейным работником, стала тогда мировой сенсацией и принесла молодому ученому степень доктора исторических наук, так сказать, honoris causa – без защиты докторской диссертации: в качестве докторской ему засчитали кандидатскую работу.

 

Духовно-психологической основой неоязычества, помимо глубочайшего невежества, является высокая надменность и амбициозность, и это обстоятельство вводит носителей неоязыческих доктрин в область психопатологии. Как писал святой подвижник Исаак Сирин: «Падению предлежит возношение». С неоязычниками фактически невозможно полемизировать, поскольку полемику они сразу выводят за границы здравого смысла, в сферу нерациональной, я бы сказал, иррациональной дискуссии. Существует такой психиатрический термин, обозначающий симптом, маркер психического нездоровья. Это позволяет сделать предположение о том, что люди, вовлеченные в неоязыческие культы, обладают специфическим болезненным психическим статусом, и было бы полезно исследовать и сам феномен неоязычества, и его носителей именно с этой стороны.

 

Поэтому то, что будет сказано далее, не является полемикой с неоязычниками. Это – обращение к тем заинтересованным людям, которые осознают опасность неоязычества, но не имеют пока четкого научно-методологического инструментария для противодействия этому явлению.

 

Неоязычники постоянно пытаются привязать свои доктрины к классическому, в нашем случае, славянскому язычеству, стремятся выдать их за реставрацию древних «тайных знаний», за некий славянский языческий ренессанс.

 

Следует знать, что классическое славянское язычество умерло – и умерло безвозвратно. Его возрождение, его реставрация или реконструкция невозможны. Поэтому неоязычество – это именно новое язычество, создаваемое на оккультной основе. В лучшем случае, речь может идти о неумных и безграмотных попытках внешнего подражательства.

 

Славянское язычество не было письменной традицией. Никаких священных текстов, на основании которых можно было бы составить представление о ритуалах, обрядах и «тайных знаниях» древних славян, не существует. Широко издаваемые неоязычниками «Велесова книга», «Славяно-арийские Веды» (кстати, недавно состоявшимися судами в Омске и Оренбурге признанные экстремистскими материалами) и т.п. тексты являются доказанными фальсификациями, продукцией ХХ века, и поэтому в качестве источников рассматриваться не могут.

 

Научные знания о славянском язычестве основываются на древнерусских летописях, написанных христианами, на путевых заметках арабских, византийских и западноевропейских купцов и путешественников, приезжавших в славянские земли, на археологических данных и на методах сравнительного религиоведения и языкознания.

 

Все эти данные, взятые прагматично и комплексно, без романтических сказок о «вдохновенных кудесниках», свидетельствуют о том, что славянское язычество было симбиозом изуверских религиозных практик, основанных на страхе перед могучими, грозными силами и явлениями природы – внешней и внутренней, - дифференцированными и персонифицированными. Богами древних славян были деревянные и каменные истуканы, выполненные в виде фаллосов, которые не символизировали богов, а именно таковыми, в соответствии с архаическим мировосприятием славян, и являлись. Им, этим фаллосам, приносились многочисленные жертвы, включая человеческие и, между прочим, детские. Археологические данные широко об этом свидетельствуют. Могу сослаться, например, на книгу известных советских и российских археологов Ирины Петровны Русановой и Бориса Анисимовича Тимощука «Языческие святилища древних славян» (М., Ладога-100, 2007), которую широко используют неоязыческие реконструкторы, но которую они, как видно, так и не удосужились внимательно прочитать. Между тем, в этом издании целая глава посвящена человеческим жертвоприношениям, причем подчеркивается, что в жертву славянами-язычниками приносились взрослые, дети и, между прочим, христиане: останки несчастных во множестве обнаруживаются археологами в т.н. «жертвенных колодцах» при раскопках капищ. Об этом же можно прочитать и в классических трудах академика Рыбакова.

 

Русановой и Тимощуку историческая наука обязана открытием и скрупулезным исследованием громадного числа славянских поселений в Северной Буковине и Восточном Прикарпатье – археологически малоизученном ареале. Вот, например, выдержка из археологического отчета раскопок капища I в городище Звенигород:

 

«Была выкопана яма, в которой лежали разрозненные человеческие кости: фрагменты черепов, нижние челюсти; позвонки и бедренные кости ребенка 7 лет, подростка 16-18 лет, двух взрослых мужчин в возрасте 25 и 35-40 лет… Здесь было совершено жертвоприношение» (Стр. 78).

 

Еще один раскоп:

 

«В яме лежала часть костяка мужчины 25-30 лет (…), на его груди помещены кости ребенка 1-2 лет и челюсть молодой женщины» (Стр. 79).

 

Капище III:

 

«На местах одного из очагов находились разрозненные кости нескольких человек: ребенок 6-9 лет (бедренная, большая и малая берцовые, плечевая, лучевая, ключица), ребенка 2-3 лет (обломки черепа, кости правой руки и бедро), ребенка 8-9 лет (правая нога, таз, позвонки и ребра), взрослого человека (сильно поврежденный череп, ребро, фаланги пальцев)». (Стр. 84).

 

И т.д.

 

Все эти натуралистические подробности я привожу не для того, чтобы шокировать присутствующих. Подобные описания донесли до нас, в частности, византийские письменные источники (Лев Диакон, например), да и наши летописи. Но если древних авторов, взятых самих по себе, можно обвинить в предвзятости, то опровергнуть археологические данные невозможно. Это во-1-х.

 

Во-2-х, мне бы очень хотелось, чтобы вы обратили внимание на светлые лица детишек, которых родители вовлекают в неоязыческие культы, воспринимаемые в качестве неких прикольных фольклорных групп. Однако,  все они – потенциальное жертвенное мясо. Знают ли их родители о том, какая участь может быть им уготована? 

 

Нельзя исключать ритуальный каннибализм, который, вообще говоря, был общепринятой практикой во многих архаических религиозных культах. Гуманного, антропоцентричного язычества на земле никогда не существовало. Добавлю к этому, что никаких научных, документально подтвержденных данных о наличии таких, например, мифологем, как «навь», «явь» и «правь» не существует.

 

Далее: язычество – это религиозно санкционированный разврат, многоженство.  Вспомните, сколько жен и наложниц было у князя Владимира до крещения.

 

«И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растлевая девиц», - повествует летописец.

 

А вот свидетельство арабского путешественника Ибн Мискавейха о захвате дружиной князя Игоря города Бердаа в 943 г.:

 

«…скопилось у Русов в городе Бердаа (Северный Кавказ) большое богатство, стоимость и достоинство которых были велики. Овладели они женщинами и юношами, прелюбодействовали с теми и другими и поработили их» (Филиппов В. В., Елисеев М., 10 мифов Древней Руси. - М., 2014 – Стр. 46).

 

Сексуально перверсивная агрессия в отношении побежденных была заурядным элементом воинской этики древних викингов, т.е. варягов, каковыми являлись Игорь и его дружина.

 

Кстати, любая языческая традиция предусматривает сексуальное раскрепощение человека в известный период времени и очень серьезное внимание уделяет этой стороне жизни.

 

Например, о знаменитом исландском герое Греттире в саге Grettisfærsla сказано: «и брал он дев, и вдов, и чужих жен, и сыновей крестьянских, и старшин и купцов. И с коровами и козами близок был, да и со всеми созданиями живыми» (Sørenson 18).

 

Древнее славянство и тут не стоит особняком, хотя современные неоязычники любят порассуждать о целомудрии древних славян.

 

Сделаю небольшое отступление. Занимаясь подготовкой доклада, одновременно я готовил и презентацию, для чего пересмотрел огромное количество видео и фотографий с современных неоязыческих мероприятий. Меня поразила высокая степень скабрезности этих материалов, отсутствие в них целомудрия. И, посоветовавшись с коллегами, я отказался от публичной их демонстрации. Теперь я думаю, что принципиальная, режущая глаз скабрезность – некий родовой признак неоязычества, закономерное следствие пребывания его в духовной подворотне, а также эффективный метод переформатирования сознания, своеобразная «шоковая терапия». Равным образом, акцентуация сексуальности в неоязыческих культах – не проявление витальности – жизненной, природной силы, а значимый маркер принадлежности к движениям Новой Эры, оккультному интернационалу, объединяющему людей, психологически, психически и духовно ущербных.

 

Наконец, древнее племенное язычество – это истребление пожилых людей как бесполезных едоков. У нас о таких обычаях сохранились фольклорные данные, а, например, японцы очень правдивый художественный фильм об этом сняли. Его было бы полезно посмотреть нашим реставраторам древней духовности: он называется «Легенда о Нараяме». Всё это очень напоминает современную западную философию, оправдывающую, например, эвтаназию – разумеется, исключительно из гуманных побуждений. Кстати, и седовласых старцев в древней Руси было исключительно мало: продолжительность жизни была невелика и глубоким стариком считался человек, доживший до 45 лет.

 

По отзывам современников, древние славяне были свободолюбивым, выносливым и гостеприимным народом. Однако, тот же византийский источник указывает, что разобщенные славянские племена антов и склавов (склавинов) вели «разбойную жизнь».

 

«Много злодеяний совершили росы до подхода ромейского войска: предали огню побережье Стена, а из пленных одних распинали на кресте, других вколачивали в землю, третьих ставили мишенями и расстреливали из луков. Пленным же из священнического сословия они связали за спиной руки и вгоняли им в голову железные гвозди. Немало они сожгли и святых храмов», - так описывает один из походов славян-язычников другой византийский историк -  Продолжатель Феофана (Филиппов В. В., Елисеев М., 10 мифов Древней Руси. - М., 2014 – Стр. 36).

 

Есть данные, позволяющие предполагать, что и единого пантеона богов у славян не было. Гельмгольд – германский хронист XII века – сообщает:

 

«У славян имеется много разных видов идолопоклонства. Ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев».

 

Единый государственный пантеон попытался создать киевский князь Владимир – до своего крещения. И тут нужно отметить ум, осторожность и прагматизм великого князя: он отказался ввести в этот пантеон божество Рода – в силу того, что его изображение в виде мужского детородного органа шокировало киевлян, и Волоса, почитание которого связывалось с непристойными игрищами. (Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси, - М., 1987 – Стр. 453-454). Современных неоязычников, как было показано выше, это обстоятельство не смущает.

 

Скажу несколько слов о «вдохновенных кудесниках» - волхвах и шаманах, тем более, что ряд идеологов неоязычества именно в этом качестве в настоящее время и являют себя единомышленникам. Вот что, например, сообщает один из таких «волхвов» на Славянском языческом портале:

 

«Для нас, Славянское язычество это персонифицированно окрашенный и обрядоориентированный шаманизм… Мы не противопоставляем язычество и шаманизм». (http://slaviy.ru/yazycheskoe-mirovozzrenie/yazychestvo-i-shamanizm/)

 

Шаманы – публика вообще достаточно специфическая. Стать шаманом мог человек необычный, отличающийся от единоплеменников как внешне (например, шестипалый), так и внутренними качествами. Инициация шамана сопровождалась т.н. «шаманской болезнью» - комплексом серьезных психосоматических расстройств, - которую единоплеменники воспринимали как признак избранности.

 

Вот что пишет по этому поводу Валентина Ивановна Харитонова - доктор исторических наук, кандидат филологических наук, руководитель группы медицинской антропологии Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН:

 

«Самое важное в шаманской болезни — это психические страдания человека. Причем психические страдания были очень сильными, они проходили с фантастическими галлюцинациями, и это знал не только сам человек, это видели и окружающие — я имею в виду не галлюцинации, а его страдания. Причем эти страдания могли быть не только психического, но и психофизического характера, то есть в этом процессе становления была задействована практически вся психофизиология человека…»

 

Соотносясь с методами сравнительного религиоведения, она говорит о таком явлении,  «как трансвестизм, в результате чего человек тоже становился шаманом. То есть мужчина становился женщиной, вживался в облик женщины, иногда даже такая «женщина», условно говоря, выходила замуж за мужчину и вела такой определенный вариант жизни. Об этом много писал, например, Тан-Богораз в своих научных работах и литературных трудах…»

(http://postnauka.ru/video/52246).

 

(Тан-Богораз – это Владимир Германович Богораз-Тан, выдающийся российский и советский этнограф, специалист по народам Севера, основатель Института народов Севера в СССР и, соответственно, знаток шаманизма).

 

Харитонова отнюдь не эксклюзивна, она только озвучивает и конкретизирует позицию громадной антропологической школы, один из авторитетных представителей которой – голландский исследователь Георг Вилькен - написал еще в середине XIX века, что «у истоков индоевропейского шаманизма лежала настоящая болезнь».

 

Другими словами, шаманизм предполагает описанную психиатрами дегенеративную шкалу: внешние уродства, сопряженные с психическими отклонениями и извращенностью полового влечения.

 

Неоязыческие мифологемы абсолютно фантастичны и культурологически обусловлены литературно-художественным направлением «фэнтэзи» - жанром, принимаемым некритически, как якобы данность исторической и духовной жизни древних славян.  Это опять-таки психолого-культурный феномен - даже с фрейдистским оттенком, поскольку он может свидетельствовать о некоем инфантилизме, незрелости мышления, его остановке либо зацикленности  на определенной – не буду говорить какой, -  стадии развития.

 

Говоря о неоязычестве, следует особенно иметь в виду несколько его разновидностей. Я выделю некоторые - в редакции православного  религиоведа профессора Александра Леонидовича Дворкина.

 (http://iriney.ru/okkultnyie/neoyazyichniki/neoyazyichestvo-v-rossii-sovr...).

 

Прежде всего, это народно-бытовая разновидность, представляющая известный набор суеверий (сглаз, порча и т.п.). Собственно, представителями этой разновидности являются разного рода целители и целительницы, нередко прячущиеся за новыми наукообразными специализациями: биокосмоэнергеты и т.д.

 

Далее идет экологическая разновидность неоязычества – течение, в котором политеизм сочетается с идеологией экологизма. Мне кажется, что к экологической разновидности неоязычества в известной степени можно отнести небезызвестных анастасийцев («Звенящие кедры России»).

 

Наконец, националистическая разновидность неоязычества – самое опасное, крикливое, политически амбициозное течение, сочетающее политеизм и пантеизм с идеологией национализма. Известна роль арийского неоязычества в формировании национал-социалистической идеологии в Германии. В настоящее время подобная идеология активно используется на Украине («РУН-вера»).

 

Здесь необходимо отметить, что фашизм – никакое не извращение, а вполне закономерное явление западно-европейской истории, ее неминуемый этап, причем этап далеко не завершенный, чреватый рецидивами. Исследователи говорят о прямой смысловой привязке этого явления к развитию капитализма.

 

«Человек, освободившийся от пут средневековой общинной жизни, страшился новой свободы, превратившей его в изолированный атом, - пишет, например, Эрих Фромм, выдающийся немецкий социолог и психиатр, современник Гитлера. - Он нашел прибежище в новом идолопоклонстве крови и почвы, к самым очевидным формам которого относятся национализм и расизм». (Цит. по: Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. XXI век. – М., Алгоритм, 2015, стр. 200).

 

Переход России на рельсы капиталистического развития ведет к опасным социальным искушениям, первые проявления которых – в виде неоязычества – мы имеем возможность наблюдать. Нельзя забывать, что именно на этой идеологической почве возрастал в Европе и может взойти у нас новый тоталитаризм. Он, новый тоталитаризм (и сопутствующий ему «фюрер-принцип» - принцип единоличной диктаторской власти-идеократии), будет поддерживаться извне, поскольку является самой эффективной формой контроля над обществом и его эксплуатации.

 

В России националистическая подоплека присутствует в неоязыческих доктринах инглингов, «Союза славянских общин» и других организаций. Кстати, именно «Союз славянских общин» - детище Вадима Станиславовича Казакова и Максима Ионова («Белояра») - В качестве своей основной задачи на ближайшие время видит создание общин не менее, чем в 45 субъектах РФ, чтобы в соответствии с действующим законодательством получить федеральный статус.

 

 

Следует сказать, что на вот эту идеологическую приманку – своей национальной исключительности – клюнули многие представители уральского казачества, позабывшие, что казачество сформировалось в свое время именно как своеобразный православный военный орден – прошу простить мне использование такого термина. Православие есть духовный стержень казачества. И вместе с тем приходится констатировать, что казачество в настоящее время просто охвачено духовной неоязыческой эпидемией. Понятно кем и для чего это делается. Нужно духовно расколоть казачество. Ибо – это знают наши противники – по словам нашего Спасителя: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся в себе, не устоит» (Мтф., 12: 25). Это – кстати говоря – важнейшая, основополагающая аксиома геополитической борьбы. Ей соответствует чеканная римская формула «Разделяй – и властвуй». Нужно казачество духовно разоружить и дезориентировать, чтобы затем встроить в новый мировой порядок, который будет оккультным в своей основе. И казакам, в этой связи, нужно определяться, вводить некие жесткие карантинные меры, иначе по станицам начнут ставить деревянные и каменные фаллосы – для поклонения и жертвоприношений.

 

Нельзя не сказать и о такой популярной ширме, за которую нередко прячется неоязычество, как историческая реконструкция. Выясняется, к сожалению, что не только любовью к «родному пепелищу» и «отеческим гробам» объясняется стремление любителей-историков воссоздать архаический быт древних славян. Очень часто предпосылкой такого рода деятельности является именно неоязычество. Примером тому служит получившее некоторую известность в Челябинской области  поселение «Гардарика», строительство которого началось с возведения капища Перуна. После того, как на этот объект обратил внимание наш миссионерский отдел (а в «Гардарику» к тому времени начали массово приезжать многочисленные туристы, целые школьные классы водили на экскурсии; министерством культуры «Гардарика» была включена в перечень туристических объектов Челябинской области), руководители проекта принялись отрицать его духовную составляющую, но, однако, наотрез отказались ликвидировать капище.

 

В социальных сетях присутствуют целые группы реконструкторов, не скрывающие своей духовной принадлежности. Среди южноуральских групп назову, к примеру, «Лесное братство», действующее в Миассе, или челябинское «Белое движение».

 

Кроме этого, неоязычество прячется за вывесками, казалось бы, вполне респектабельных общественных организаций. Как выразился один из неоязыческих функционеров: «В лесу мы – «клан Ясеня», а в городе – Фонд поддержки традиционных культур». Об этом сообщают наши новосибирские коллеги.

 

Неоязычество эстетизируется. Над художественным оформлением идеологии работают уже целые живописные школы. В этой связи неоязычниками широко пропагандируется живописное творчество художников А. Б. Угланова, И. Е. Ожиганова, А. А. Шишкина (не путать с русским художником-пейзажистом Иваном Ивановичем Шишкиным), ряда других.

 

Проникло неоязычество в спортивные клубы (особенно, в клубы различного рода единоборств), в объединения болельщиков.

 

Медицинские комиссии военкоматов стали фиксировать рост призывников со специфическими татуировками на теле.

 

Положение в этой сфере настолько серьезно, что уже и Священный Синод нашей Церкви был вынужден выступить с соответствующим обращением. Считая обоснованной озабоченность усилившимся распространением неоязычества в странах канонической ответственности Московского Патриархата, в том числе в культурной и информационной сфере, Священный Синод в своем решении подчеркнул необходимость более активной работы на общецерковном и епархиальном уровнях с целью опровержения неоязыческих заблуждений.

 

«Данную работу, - говорится в решении, - необходимо вести, прежде всего, с молодежью, сообществами спортсменов и спортивных болельщиков, участниками военно-патриотических клубов, сотрудниками правоохранительных органов и лицами, находящимися в местах лишения свободы» (Журнал заседаний Священного Синода от 22.10.2015 №77).

 

Одним из мотивов, привлекающих молодых, здоровых, сильных мужчин в неоязычество, является миф о его всепобеждающей силе. Вот, говорят им неоязыческие идеологи, когда Русь была языческой, её все боялись: древние язычники-русы едва не сокрушили даже Византийскую империю. Всё это действительно миф. История свидетельствует: там, где язычество сталкивалось с монотеизмом, будь то христианство или ислам, оно всегда проигрывало. Это – правило без исключений.

 

Также выскажу осторожное предположение, что прозелитическая  успешность славянского неоязычества (и не только его) во многом связана с униженным и оскорбленным имперским и национальным чувством русского народа: с его огромными и никем не оцененными человеческими потерями в ХХ веке (сравните это с раскрученной идеологией холокоста), с распадом советской империи, с трагическим и бедственным исходом русских из Средней Азии, с Северного Кавказа, из Прибалтики, с экспансией радикального, воинственно-пассионарного ислама на территории традиционного проживания русских. Всё это нужно учитывать.

 

Нужно учитывать и то, что для передовой и толерантной Европы русские, многажды спасавшие ее от разного рода диктатур, - люди второго сорта. Это – объективный фактор, стимулирующий развитие неоязычества и смежных идеологий, направленных в сторону этнического изоляционизма, обособления. При этом неоязычники не видят, что этническое обособление ведет к ослаблению государства и его распаду.  

 

Вместе с тем нужно сказать, что противодействие неоязычеству – сфера компетенции не только духовенства, но и, в частности, педагогов, особенно преподавателей истории и литературы. С сожалением нужно констатировать, что нередко произведения русской классики используются неоязычниками в качестве легитимных и авторитетных источников, подпитывающих новую идеологию. Необходимо, передавая детям знания об историческом язычестве, должное внимание уделять и современным попыткам его реконструкции, разоблачать лженаучность таких попыток, раскрывать их духовную и политическую подоплеку.  

 

В заключении я позволю себе привести одну цитату – слова очень известного деятеля:

 

«В каждой русской деревне, городе, поселке должен быть свой культ, свое божество, своя вера. … Нельзя допустить, чтобы они изучали философию и свою историю, христианство, летописи».

 

Это - Адольф Гитлер, его директива, данная Генриху Гиммлеру в отношении реализации Генерального плана «Ост». (http://iriney.ru/sektyi-i-kultyi/sektovedenie/konferenczii/viii-vstrecha...).

 

Кстати, по информации СМИ, главное произведение Гитлера – «Mein Kampf» - в прошлом году переиздали в Германии: впервые после Второй мировой войны. Издание буквально смели с полок.

 

Именно поэтому нельзя воспринимать неоязычество как безобидные ролевые игры взрослых дяденек и тетенек. За этими «играми» стоят серьезные духовные практики, серьезные амбиции, серьезные планы по переустройству мира, в котором не будет места ни российскому государству, ни православным русским.

 

Стоит задуматься, чьи идеи реализуют некоторые наши современники и насколько они соотносятся с нашей духовной традицией, нашей государственностью, величием Российского государства и его национальной безопасностью.

 

 

 

 

Литература

 

Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. – В 2-х томах. – М., 2000.

 

Максимов Г., диакон. Православие и неоязычество: где правда? – М., 2014.

 

Неоязычество на просторах Евразии (Сб. статей под редакцией Шнирельмана В.А.). – М., 2001.

 

Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. - М., Ладога-100, 2007.

 

Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М., 1987.

 

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981.

 

Филиппов В. В., Елисеев М., 10 мифов Древней Руси. - М., 2014.

 

Шнирельман В.А. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России. – М., 2012.